volshebnypendel (volshebnypendel) wrote,
volshebnypendel
volshebnypendel

Categories:

УСЫНОВИТЬ ЛИЧНОСТЬ

НАЧАЛО СТАТЬИ

ВТОРОЙ ОТРЫВОК СТАТЬИ

ТРЕТИЙ ОТРЫВОК СТАТЬИ:

Познать себя

Да, это самое главное, это жизненная задача. Я думаю, этот процесс прерываться не должен, пока человек жив. В то же время, и это мне кажется безусловным, должен существовать тот минимум знаний о себе, который необходим, чтобы не перепутать себя с кем-то другим. Должен существовать перечень вопросов, на которые каждому необходимо ответить. Чтобы понимать, кто я такой. Тогда станет ясно, что я могу дать другому человеку. Что я могу дать ребенку. Тогда станет понятно, на что мне рассчитывать не стоит. Только тогда хаос ветра сможет превратиться в ту самую движущую силу, которая обеспечивает победу. И только тогда человек возьмет на себя ответственность за то, что вырастает из него самого. То есть, он перестанет обвинять папу-маму-бабушку-страну во всех смертных грехах, следствием которых явилось его личное несовершенство. Он возьмет ответственность на себя за то, что он слышит и видит, за то, что он думает и говорит. Он возьмет ответственность на себя за то, как он сам способен любить.
Чтобы бедный Фома больше не страдал за вину Еремы, Фоме надо перестать жить по принципу «как вы мне, так и я вам». Потому что вы делаете так, как вы в силах, может вы – бедный, может вы – слабый, может вам – меньше повезло. И вы мне можете делать – как способны. Но я буду вам – только как посчитаю правильным.
Слова о необходимости познать себя, как о конечной жизненной цели, приписывают Сократу. И мы уже говорили, что дорога самопознания не короче, чем жизнь. Однако было бы непозволительной роскошью сидеть, сложа руки, до конца жизни, да мы бы этого и не хотели. А поскольку никакое самопознание невозможно, если мы повторяем чужие слова, мыслим штампами, если мы и протестуем бездумно, и соглашаемся также, если жизнь наша не осознанна, нам необходимо сделать важный и ответственный шаг. Нам необходимо себя найти, чтобы начать познавать. Нам необходимо вычленить себя из толпы.
И мне кажется правильным сделать этот важный шаг к тому моменту, когда желание стать родителем, принять ребенка в свое сердце и в свой дом в полный голос заговорит внутри нас.

Как же узнать, кто я такой?
И почему это все с нами происходит?

«Все блага, доставляемые человеку глубоким познанием окружающей природы, прогрессом техники, химическими и медицинскими науками, все, что предназначено, казалось бы, для облегчения человеческих страданий, – все это ужасным и парадоксальным образом способствует гибели человечества. Ему угрожает то, что почти никогда не случается с другими живыми системами, – опасность задохнуться в самом себе. Ужаснее всего, однако, то, что в этом апокалипсическом ходе событий высочайшие и благороднейшие свойства и способности человека – именно те, которые мы по праву ощущаем и ценим как исключительно человеческие, – по всей видимости, обречены на гибель прежде всего», – эти слова в работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» сказаны австрийским ученым, одним из основоположников этологии, лауреатом Нобелевской премии по физиологии и медицине Конрадом Лоренцем.
На этого выдающегося ученого я еще буду ссылаться. Скажу, в частности, что взяла на себя смелость подобно ему воспользоваться цитатой Гёте в качестве эпиграфа, как это сделал сам Лоренц в одной из своих книг. Цитату же из главы о перенаселении, которое автор считает одним из восьми наших смертных грехов, я поместила в конец сегодняшней части своих размышлений по двум причинам.
Первая – поразительный образ. Как нельзя более точным мне кажется слова о ведущей опасности современного человека – «задохнуться в самом себе». Вторая причина обратная, потому что с тем, что наша планета перенаселена, я, вопреки мнению множества ученых умов, соглашаться не стану. Это отдельная объемная статья размышлений, а здесь я хочу привести единственный образ, он же объяснение своему взгляду: если в некоей комнате находятся четыре человека, и все они сгрудились в одном углу, где страдают, ощущая тесноту, это не означает, что остальных трех углов в этой комнате не существует. Возможно, люди их просто не опознали. Теперь я понимаю, что это случается куда как чаще, чем кажется.


Мы уже говорили о том, что нам необходимо ответить себе на некие вопросы о себе же. Однако этого намерения мало, если мы подобны испуганным страусам и, встречаясь с судьбоносной темой, озабочены одним: не посрамиться в собственных глазах. Если мы заранее решили, что во всем себя оправдаем, мы совершим тем самым так называемую ошибку атрибуции, когда человек объясняет поведение других людей их личными особенностями, а свое поведение – обстоятельствами извне. К сожалению, эта ошибка одна из самых распространенных человеческих.
Если наши свойства и наши проявления мы все еще делим на хорошие и плохие, мы будем также подходить к любым своим оценкам, будь то наш родитель или наш ребенок. Если мы, разбирая причины своих реакций, боимся за самооценку, мы теряем время, которого у нас не так уж много. Мы теряем бесценное время, когда могли бы, разобрав себя по составу, как некую абстракцию, опознать в ней нарушение гармонии.
«Эти дети другие. Они всегда будут отличаться» – бросьте. В каждом из нас полно недоработок и чудачеств, каждый из нас – наглядное пособие по отбору того, что следует улучшать. Каждый из нас «отличается», еще как. Думаю, не стоит тешить свою самооценку таким сомнительным способом. Куда как продуктивнее взять себя за руку и потянуть из мира иллюзий прочь, и это будет лояльней, чем поступок Мюнхгаузена, который тащил себя за волосы из болота. Мы ведь тоже застряли в болоте ошибочных мнений. Так не пора ли вывести себя оттуда на твердую почву и беспристрастно рассмотреть свои слабые места и уязвимости. Не пора ли нащупать свои «любимые мозоли», чтобы при каждой последующей оценке чего угодно, то есть, при каждом своем шаге – учитывать их. А потом стремиться дальше, к поиску причин.

Что делать, если у нас упадет самооценка?

Нередко «самооценка» сейчас означает одобрение себя без учета состояния окружающего мира. Не постоянный спрос с себя самого и скупой кивок, если мы своими реакциями или действиями удовлетворены, способен эту самооценку поднять. Не признание ошибки или хотя бы возможности ее существования. Нет, это именно одобрение себя априори, а часто – вопреки окружающему. И нередко мы можем быть свидетелями, как кто-то одобряет себя за то, что встречное мнение ему удалось игнорировать, что оно и к рассмотрению-то не принято. Тогда человек объявляет себя молодцом: он – устоял. Он устоял – не исправив огрех, не обдумав недоработку, не признав победителем другого и не приняв дополнительную нагрузку для последующего уравновешивания и, возможно, опережения. Он устоял, потому что «имеет мнение» и менять его не собирается. Если беспристрастно посмотреть вокруг себя, мы не сможем не признать, что именно такой подход сейчас весьма распространен.
«Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других – типичные свойства маленьких детей, им вполне простительные. Терпеливая работа ради отдаленной цели, ответственность за свои поступки и внимательное отношение даже к чужим людям, это нормы поведения, характерные для зрелого человека», – отмечает в своей работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» Конрад Лоренц. А пока вывод напрашивается только один. Человечество словно «легло на реверс», на пути, идя по которому обезьяна превратилась в человека, включены возвратные процессы. Больная самооценка, равно как и не имеющая границ свобода самовыражения – есть признаки детства, но никак не зрелости, никак не культуры, необходимых для принятия адекватной ответственности за происходящее на себя.
К сожалению, пресловутое «я» мне особенной ценностью не представляется. Напротив, возносимое, оно – чудовищная помеха на пути развития человека, его оригинального мышления, его духовного роста, его умения находить в себе отзвуки мира. Это помеха способности определять аналогичные проявления в других объектах, опознавать похожие элементы, соединять их и анализировать, словно пропуская многообразие мира через себя.
Если перекладывать это вопрос на язык образов, я сказала бы так: осознанный человек в любом зеркале увидит мир людей, а у того, кто озабочен самооценкой, на зеркале ткань наброшена.
Мы же помним, когда на Руси закрывают зеркала? Верно. Когда в доме покойник. А почему так делают? А из страха. Как бы он «оттуда» не явился и вообще, как бы чего не вышло. Вот и на себя самого неосознанный человек смотреть боится. И на всякий случай приводит кучу доказательств того, почему именно так, как ведет себя он, и есть единственно правильно.
Хорошо бы тем из нас, для кого самооценка реально важна, осознать, что мышцы души тренируются так же, как мышцы тела, а именно – нагрузками и упорным преодолением себя. Это касается и мозга, который тем сильнее, чем более активно и более разнопланово эксплуатируется. Сказанное означает, что причины роста самооценки имеют конкретные адреса.
Если мы постоянно нагружаем себя, меняя и совершенствуя, у нас есть причины прислушаться к самооценке. Если же мы склонны обязанности и ответственность с себя слагать, лучше нам не провоцировать насмешки и о самооценке покрепче забыть. И, конечно же, не ждать от детей никакого роста. Имеет смысл ожидать от них только того, что мы им ежедневно демонстрируем, находясь рядом с ними.

Что же тогда действительно важно

Мы понимаем, что главное в процессе определения «кто же я такой» не перечень вопросов, «какой я», их можно найти повсюду. Главное – это зрелое, осознанное и бесстрашное намерение человека –
внимание! –
присоединить себя к этой жизни и ее людям. Прирастить себя к ней, признать, что любое «я» – всего лишь частица ее огромности, несущая в себе все ото всех. Озадачиться не самоутверждением, а желанием внутренних перемен и роста – в обучении, в обдумывании иных точек зрения и гипотез. В труде по осознанию фактов, позволивших выдвинуть гипотезу, т.е. в осмыслении процессов. Это так грустно, что сейчас стало немодным размышлять. Но если мы не вернем это замечательное занятие в моду, мы никогда не докопаемся ни до каких причин. Нам тогда не достать ни до проблем беспризорников, ни до того, каковы мы в этой жизни сами, ни до осмысления своего изображения в зеркале, накрытом чем-то от наших страхов. «Не мыслям надобно учить, а мыслить», – утверждал Иммануил Кант.
Я же не буду пугаться избитых фраз. Нам надо озадачиться поисками истины. Смотрите, какие чудесные слова сказал об этом Конрад Лоренц: «Гипотеза никогда не опровергается единственным противоречащим ей фактом; опровергается она лишь другой гипотезой, которой подчиняется большее число фактов. Итак, «истина» есть рабочая гипотеза, способная наилучшим образом проложить путь другим гипотезам, которые сумеют объяснить больше».
Набраться мужества и открыть себя этому миру, чтобы найти затем все его многообразие в себе.
Подобные состояния принято называть разрывом шаблонов, что неудивительно, ведь тенденция к «отдельности» среди нас сейчас очень высока. И все же, «я» – само по себе не ценность, самоценно только зрелое, осознанное «я». Та конструктивная единица, которая больше не разрушает из-за непонимания, не отделяется из-за эгоизма, не реагирует на окружающее из амбиций или страха, но помнит об истоках и вечных человеческих ценностях. Ведь именно ими до настоящего дня жива Земля. Человек, который об этом помнит, никогда не встанет «над», ощущая свое отличие от ребенка только лишь в ответственности перед ним.
Глобальные проблемы требуют глобальных же решений, рассмотрения их со всех сторон. Я поняла, что любой ребенок подобен холсту и палитре, а его качества – песчинкам для будущей чудесной мозаики или россыпи пазлов без полной картины-подсказки перед глазами. Мне стало ясно, что вот он, ключ к разгадке тайны: чтобы найти, к чему прилегают грани каждого пазла, прежде всего надо заглянуть в тайники себя. В богатейших тайниках каждого из нас непременно обнаружится та самая грань, которую нам надо распознать в другом человеке. Она может быть подавленной или же активной, она останется в глубине или на поверхности, окажется осознано трансформированной или все еще косной… Какой бы она ни была, при честном поиске она обязательно найдется, и это главный секрет и главное открытие зрелой личности, это один из самых весомых и значимых подарков жизни, которые мне известны.
Человек, принявший такой подарок, никогда больше не встанет «над». Одновременно с этим он не почувствует никого надо собой, потому что им найден будет тот угол зрения, при взгляде с которого существует единство, а оно подавления не предполагает. Это как умереть и вернуться, чтобы жить снова.
Все мы слышали множество историй о людях, перенесших клиническую смерть. После происшествия их сознания диаметрально менялись. То же самое происходило с людьми, подошедшими вплотную к миру обездоленных детей, но не для того, чтобы оценить его жителей, глядя «над». А для того, чтобы, как к роднику, припасть. Человек, который почувствует ответственность и святость такого прикосновения, прежним уже не останется. Он облачится в приятие, а это не только знания, это еще интуиция и, что существенно важно, этика, причем этика – как стиль жизни. Образно выражаясь, брошенный в водоем жизни без прикрас, человек перестанет брызгаться и барахтаться бессмысленно, но поплывет в ее океане, способный сам определять свой фарватер и стиль.
Если же сравнивать вереницу поколений с хорошо знакомым образом растущего дерева, то питание к будущему всегда идет в нем от корней, что значит – снизу вверх. Не напитает ребенка стоящий «над», такой процесс для природы – противоестественный. Конечно, корень не равен ветвям, и это еще одно преимущество родителя – обеспечить верный состав питательных соков, чтобы дети, чтобы ветви росли здоровыми и крепкими.
Иссак Ньютон считал, что только образное мышление спасет мир и даст возможность людям понимать друг друга. И я не случайно столько времени уделяю примерам. Я это делаю, потому что настаиваю: все педагогические и родительские неудачи, случившиеся от общения с детьми, – с любыми детьми! – случились не из-за детей. Это произошло оттого, что точка зрения, пункт наблюдения, степень участия, мера ответственности, что угодно – все вместе или частично взрослыми людьми были выбраны ошибочно. «За кого ты меня принимаешь?» – на этот, заданный самому себе вопрос, тот из нас, кто не смог раскрыть секрет беспризорников, вряд ли сумел бы ответить.

Несколько слов о модных подходах к воспитанию.

Увы, так же как и в остальных своих областях, мода на подходы к воспитанию есть только признак движения жизни, ее закольцованных повторов и, как это ни странно, ограниченного числа вариантов «действующих моделей» внутри колец. Бесконечно разные, мы все-таки удивительно похожи, иначе рекомендации «познать с себя», так же как и «начать с себя», были бы неосуществимыми. Мода преходяща, нам ли не знать этого ее свойства. В воспитании детей, как и во всем остальном, чего в силах коснуться, эта мода время от времени переворачивается с боку на бок или встает с ног на голову. И каждое поколение наблюдает эти кульбиты, а уже встретившие самих себя представители старших поколений до смешного похоже комментируют их. Взлеты и падения, пики и бездны, – они «щекочут нервы» и толкают возвращаться. Однако до тех пор, пока душа не оперится, при попытке взлететь с ней будет происходить то же, что с птенцом, рано покинувшим свое гнездо. Нам всем хорошо бы сначала вобрать опыт горизонтали, овладеть мудростью «ходьбы по прямой». И только потом устремляться вверх. Отработанная на совесть горизонталь – это как раз и есть работа надо собой, без которой к вопросу о беспризорниках подступаться не стоит. Потому что мы будем видеть проблемы в генах, обстоятельствах раннего детства, пережитых детьми травмах, но не в собственном неумении найти подход. Мы обойдем вниманием свою неспособность правильно подобрать игры, которые помогут детям шаг за шагом пережить свое детство, и аргументы, после которых отказаться от наших предложений дети не сумеют.
Мы уже говорили о «клетках счастья». Мы сравнивали их с жировыми клетками, предполагая, что если их изначально нет, то уже им не нарасти. Единый сценарий, общий язык – вот что способно дать начало росту «клеток счастья». Надо стать «соплеменниками» своим детям – рожденным, встреченным, прирощенным. Пусть наш ребенок накрепко усвоит, что рядом с нами он – свой. Равный среди равных в своем племени, – разве может быть несчастливым такой человек?
Даже без погружения в психоанализ возможно узнать, что тревожит ребенка, о чем он боится вспоминать, даже – о чем старательно забыл. О том, как подобное происходит, я рассказывала в романе «День девятый», а на семинарах мы посвящаем этой теме часы. Я приветствую возврат к временам, когда женщинами правила интуиция, а мужчинами чувство долга, что недалеко от понятия «честь». Прислушайтесь: если мы – женщина и мужчина – соответственно «чуем» и «считаем за честь», то методики не слишком важны. Они не слишком важны, когда объединяются сердце и разум.
Хорошо бы нам осознанно научиться усреднять воспитательную моду. Применяя достижения современности, как полезно было бы нам не забывать о своей связи с природой, о том, что до нас существовало веками и продолжает существовать благодаря незыблемости своей. Разумный взгляд подсказывает выход: надо выбирать самое выживательное, самое победительное отовсюду. Стоит учиться и у друзей, и у врагов, хотя, конечно же, лучше, чтобы врагов у нас не было. Впрочем, если мы будем дерзать и не соглашаться с опровергающими все подряд утверждениями моды, недоброжелатели неизбежно возникнут. Пусть тогда они станут для нас стимулом и подтверждением того, что мы осмелились мыслить, что нас больше не страшит перспектива выйти из толпы. И нам, безусловно, следует учиться у родителей, как на их положительных примерах, так и на отрицательных. Обязательно нужно говорить с детьми о тех человеческих свойствах, которые приводят души к социальной гибели. А как иначе понять, чего не стоит делать, чтобы не повторить чью-то тяжелую судьбу?
Мне кажется правильным также не тратить время на обиды и упреки. Куда как лучше осознать причины неудач прошлого, назвать понятное словами и испытать благодарность к каждому, кто продемонстрировал нам неверное поведение, если мы увидели, что плоды этого поведения дурны. Думаю, это ценный опыт, нам же следует позаботиться о том, чтобы деструктивных подходов не повторять. Неплохо проверить также, что в вопросе воспитания оставалось неизменным от глубин веков. В ответе найдется то, что моде неподвластно. Я постаралась проанализировать этот вопрос в книге о большой человеческой любви, во втором своем романе – «Семьдесят шестое море Павла и Маши П.»

Продолжение следует

Tags: статья, усыновление
Subscribe

  • Планета.ру и Шаги

    "Шаги нашей любви" - это книга, выпущенная фондом Тимченко и в бумажном варианте фактически не существующая. На сайте Фонда Тимченко в…

  • Интервью

    Мое интервью агентству РИА НОВОСТИ. Мне кажется, хорошо получилось - лаконично, по сути. Единственное что, опять "сэкономили" слово в…

  • Мы и кровные родственники наших детей

    Клуб "Оберег" на базе ГБУ ГРЦСУ (можно было бы придумать человеческое название, но не случилось) становится все более востребованным,…

Comments for this post were disabled by the author