volshebnypendel (volshebnypendel) wrote,
volshebnypendel
volshebnypendel

Categories:

Это маркетинговый холокост

Несколько раз за последние дни я столкнулась с тем, как бьются родители, пытаясь вогнать хоть в какое-то русло жизни семей, где как-то незаметно подросли подростки. Этот пост внеочередной, но сейчас праздники, все равно все спутается. И я решила показать вам разбор одного из самых сильных фильмов, которые посмотрела за последнее время, и обсуждение которого стало бонусом на одном из моих семинаров. Этот фильм редкого разряда. Я не пропустила бы единого слова, произнесенного в нем. Я уверена, обилие цитат, которые я приведу ниже, не только не испортит вам удовольствие от напряженного просмотра этого фильма, а даже наоборот, в чем-то его облегчит. Я категорически не советую смотреть этот фильм вместе с детьми, если между вами нет еще стопроцентного взаимопонимания. В кавычках - цитаты из дневника главного героя. Моих рассуждений немного. И, поверьте, если примерить этот сюжет на себя в плане нашей ответственности за то, что у нас получается,   мы будем потрясены.

Фильм «Учитель на замену» (Detachment) – хроника трех недель жизни средней школы, ее учителей, администрации и студентов глазами учителя по имени Генри (Эдриан Броуди). Генри кочует из школы в школу, нигде особенно долго не задерживаясь. Попав в эту школу, герой картины «Учитель на замену» неожиданно для себя, обнаруживает, что его внутренний мир оказался задет тремя разными женщинами: студенткой по имени Мередит, коллегой по работе госпожой Мэдисон, и уличной проституткой Эрикой. Каждая из них, как и Генри, ищет красоту в окружающем ее порочном мире, начисто лишенном любви…

УЧИТЕЛЬ НА ЗАМЕНУ

«Пусть никто не заходит. Я не хочу в толпе рассказывать. Пусть все лишние выйдут».

«И никогда раньше не приходилось мне чувствовать в один и тот же миг такого глубокого отчуждения от самого себя и одновременно такого полного присутствия в мире» − Альбер Камю
Альберт Камю


Фильм начинается с рассказов взрослых людей о том, как определялись их будущие специальности - педагог.
Одно из них высказывание женщина,  которая говорит, что она никогда и ни за что не будет учительницей, т.к. учительницей была ее мать.

Учителем захотел быть водитель грузовика. Чтобы сделать что-то хорошее людям.

Еще один педагог пошел поработать, чтобы отец отстал, а там видно будет.

Еще одну женщину позвали подзаработать на год, и она осталась навсегда

"Все люди в какой-то момент верили, что они что-то сумеют изменить. Человек, который помог бы мне разобраться в хитросплетениях мира… У меня такого человека не было, когда я рос»... - дневник Генри

«Я как деньги, как мятая купюра, перехожу из рук в руки, падаю к кому-то на колени и кричу о любви. Не осталось слез у меня. И все идет не так»….

Учитель на замену приходит в класс трудных подростков и свою позицию объявляет сразу: не нравится, не приходи, и если ты выходишь из класса – мне без разницы, куда ты пойдешь. Его нельзя удивить, оскорбить, задеть. Его спокойствие заставляет детей сначала пытаться определить его болевые точки, а затем, на найдя таковых, вслушаться.

«Вы умерли. Напишите, что ваши друзья или ваши родители думают о вас на ваших похоронах».

Генри − хулигану: «У сумки нет чувств, она пустая. Ты не можешь ее задеть, она не чувствует ничего. Также ты не можешь задеть меня. Но я из тех, кто дает тебе шанс»

Генри – толстой девочке Мередит, обиженной соучеником: «Маркус оскорбил тебя, и я должен был его примерно наказать. А что он думает обо мне, мне неважно»
− Вот бы мне столько сил!
− Сила тут не при чем. Просто нужно понять, что некоторые люди не думают, что говорят. Нужно к этому привыкнуть. Ты будешь встречать это повсюду.

«Дети не верят, что у тебя есть что-то важное для них» – думает Учитель после первого инцидента в классе.

«Я учитель на замену, я даже не обязан их учить… Забавно, как много времени приходится тратить на то, чтобы не принимать это близко к сердцу" – Когда закончилось чтение отрывков из первого сочинения в классе на тему «после того, как я умру»

Второй учитель школы Чарли Сигал – болен и стар. Не силен. Но у него – отменное чувство юмора. И несомненная сила духа.

Девчонке полуголой, своей ученице, бравирующей распущенным нарядом, он показывает фотографию заката, а потом такой же формат - фотографию влагалища женщины, больной гонореей. Это своего рода «шоковая терапия» со стороны педагога. Как и Генри, Чарли постоянно демонстрирует детям, что ни одна из их выходок не сможет заставить его потерять самообладание. А о девочке, после того, как она соглашается надеть сверху своей «не одежды», говорит: «Еще одну спас».

С другим парнем, который хамит и оскорбляет его, он поет песню, передергивая грубейшие слова, сказанные в его адрес учеником. Веселое повторение того, что брошено в расчете на оторопь и обиду:

«Мамой клянусь, о дружище,
Ты скоро получишь пенчище,
Старый, о старый урод!» − распевает с задором педагог.

Хамящий и выставляющий в вывернутом свете все, что ему кажется важным, подросток – бессилен перед таким наставником. Самая главная ошибка педагогов и родителей – потеря самообладания. Блефуйте, даже если вам невесело, демонстрируйте спокойствие, даже если вы не уверены ни в чем. Помните: подросток не пойдет за тем, кто боится его, кто слабее его, кто не владеет собой.

Генри ведет дневник, пишет туда пронзительные строки и хочет, чтобы его умирающий дедушка тоже вел дневник. Но дедушке, у которого болезнь Альцгеймера, нечего записать в тетрадь.

Мальчик ученик ловит в школьном дворе кошку и насмерть забивает ее, демонстрируя ее растерзанный труп в физкультурном зале перед соучениками. Безусловно, только отчаяние от ненужности своей, полная потерянность в этом мире может заставить ребенка так поступить. Генри приводит мальчика в учительскую и спрашивают, что чувствует он? И ребенок отвечает, что он в ловушке, как эта кошка. На зубах мальчика брекеты.
Родители хорошо следят за его прикусом. Но не за душой и не за тем, чем занят его ум.

Полная девочка талантливо рисует картины уродств. Отец издевается на ней, унижает ее. Стоит послушать, как надо говорить с ребенком, чтобы морально уничтожить его.

Генри: «Нужны специальные требования к тем, кто собирается стать родителями. Не пытайтесь повторить этого дома» - Он говорит это после того, как приводит домой встреченную случайно на улице девочку-минетчицу.
− Отсосу за полтинник, − предлагает девочка ему.
− Не паясничай, − Генри не отвечает на вопрос девочки, зачем он ее привел, но он намерен ее спасти.

Генри пишет слова на доске: «Поглощать, бесконечный» – что это? А что это одновременно? Что такое бесконечное поглощение? – Генри хочет, чтобы дети учились думать и сопоставлять. − Что такое двоемыслие? Как развить воображение, если вам постоянно впихивают образы? Постоянно впитывать что-то. Сознательно верить в ложь, зная, что это ложь. "Надо быть красивой, чтобы быть счастливой". "Мне нужна операция, я должна быть худой, известной модной!" Юношам внушают, что девушку шлюхи, самки, их можно бить и унижать. Это маркетинговый холокост. Всю нашу жизнь, круглые сутки. Чтобы защититься от проникновения этой тупости в наши умы, надо учиться читать. Мы должны уметь отстаивать свои убеждения, чтобы сохранить, сберечь себя – собственную личность».

«У нас у всех есть трудности и проблемы, мы тащим их с работы домой, а утром из дома опять на работу. Это беспомощность, это предчувствие беды. Мы словно тонем в море без спасательного круга. А ведь мы думали, что будем теми, кто бросает их утопающим…» − дневник.

Учительница кричит двоечнице, что та никогда не станет никем, потому что у нее нет амбиций, что проще всего сдаться и плюнуть, потому что для остального нужны силы, и что она больше не может видеть, как каждый день пустоголовые дети втаптывают свои жизни в грязь.
Учительница считает, что она сгорела на работе и перешла черту. Но Чарли Сигал возражает ей, что она – лучшая.

Великая гуманность в том, как Генри говорит со своим дедом от лица его умершей матери… «Папочка, ты можешь уходить, когда будешь готов. Все хорошо. Не надо бояться. Ты никогда меня не обижал…» Похоже, когда-то сумасшедший дед изнасиловал мать Генри, именно поэтому она покончила жизнь самоубийством. Но Генри прощает деда. А его мать возникает перед зрителем фильма кошмаром, который переживает Генри, весь фильм, то есть - всю его жизнь.

«Парк не может без детей, в этом парке все проржавело и рассыпалось, потому что дети не приходили туда. Сердце ребенка может познать глубину темных мест. Но познает ли оно собственную отрешенность…»
− дневник Генри.

«Я бы хотел, чтобы все было иначе, я старался. Самое смешное, что у нас у всех свои проблемы. Бывают хорошие дни, бывают не очень, бывают, когда тебе никто не нужен. Детям нужно что-то другое. Не я», − дневник Генри.

Трагедия с девочкой-минетчицей, которую Генри привел, она влюбляется в него. Он приглашает ювиналов. Девочка рыдает. Как мог это сделать Генри? Ведь он приручил ее. Нужно было или отдавать в первый день или жениться, усыновлять… Но он ее предал, маленькую Эрику, которая, хоть и ребенок еще, но все равно женщина, и она полюбила его.
Как он теперь будет жить?

«Некоторые из нас верят, что могут сделать мир лучше. Но иногда мы приходим в себя и понимаем, что не смогли», – дневник Генри.

Генри прощается с ученикам, он ведь только учитель на замену. Самые буйные дети не хотят расставаться с ним.
Директор собирает состав школы для обсуждения своего положения.

«Нам нужно как-то отвлекаться от трудностей бытия. Никто не хочет задумываться о том, как трудно кем-то стать, вырваться из клетки, из которой мы все должны вырваться» − дневник Генри.

На школьное мероприятие родители не приходят. «А раньше приходили парами», − говорят между собой учителя.

Трагедия с полной девочкой-фотографом. Неверие в то, что она может быть любимой и желанной заставляет девочку устроить жизни последнее шоу.

«Сегодня я понял, что я не человек, Сара. Вы меня видите, но внутри я пуст», − Генри.

«Мы не смогли. Мы не смогли. Мы подвели всех. Включая себя».

«Мы обязаны вести наших детей. Чтобы они не гибли. Чтобы не оказывались на обочине. Не становились ненужными» − Генри


Эдгар По написал об этом больше ста лет назад. Дом Ашеров не только развалившийся старый замок, но и состояние души.

Генри побеждает свой страх. Судьбы двух девочек, в которых он вызвал любовь, не последние в списке причин. Все его раздумья тут же. И ту же те дети, которые раньше не подчинялись никаким законам, а теперь готовы слушать его без конца…

"Когда вы идете по школьному коридору, кто из вас ощущал камень на груди. Я – да", - говорит Генри ученикам..
Руки поднимают все.
Tags: воспитание, проблемы с детьми, тематические фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments